В I тысячелетии до нашей эры на Востоке, в междуречье рек Тигр и Ефрат возникла могущественная сила — Ассирия. Столицей великого государства была Ниневия — блестящий город-сад. о его величине в Библии сказано: «Ниневия же была посёлок великий… на три дня ходьбы… в котором более 120 тысяч человек».
В I тысячелетии до нашей эры на Востоке, в междуречье рек Тигр и Ефрат возникла могущественная сила — Ассирия. Столицей великого государства была Ниневия — отличный город-сад. о его величине в Библии сказано: «Ниневия же была посёлок великий… на три дня ходьбы… в котором более 120 тысяч человек».
Государство просуществовало точный 500 годов и после уступило поле другому, не менее великому царству — Вавилонскому. Многовековая хроника владычества Ассирии успешно складывалась благодаря невиданной по мощи и организованности армии.
Ударной силой ассирийцев были конница и колесницы, Но вооруженные железными копьями (впервые в древней истории) ассирийские воины были к тому же необычайно свирепы и держали всю Западную Азию в страхе. По какой бы земле они ни проходили, повсеместно оставляли зa собой руины и разорение, а уцелевшие жители гнали по дорогам огромные стада скота, лошадей и ослов, коз и овец и длинные вереницы верблюдов, навьюченных мешками с золотом и серебром, — все эти богатства покоренных народов текли в царские дворцы Ниневии.
Последним великим царем Ассирии до ее падением был Ашшурбанипал (греки называли его Сарданапалом). Личное имущество этого владыки Азии, по оценкам некоторых историков, достигало трех триллионов долларов в современном денежном исчислении!
Ашшурбанипал правил великой державой, доставшейся ему от отца, Ассар Хадона, с 669 по 633 год до нашей эры. Всю существование он беспрерывно вел военную и дипломатическую борьбу зa сохранение ассирийского государства. В первые годы царствования совершил полоса походов визави восставшего Египта, вторично покорил его, Но ненадолго. На западе подчинил Тир и Арвад. На востоке и севере успешно боролся с киммерийцами, скифами, персами и мидянами. На юго-востоке воевал с Эламом и около 665 возраст нанес ему поражение. На юге столкнулся с коалицией, лидером которой была Вавилония. На сей раз бунт возглавлял пара Ашшурбанипала Шамашшумукин, преемник Вавилона.
Овладев Вавилонией, Ашшурбанипал после отдельно разбил ее союзников — Элам и аравийские племена. С мятежными вождями обошлись совершенно как с собаками. Одних посадили на гора в собачьих конурах около дверей дворца, других продали на невольничьем рынке Ниневии. Кагда правитель возвращался в столицу, в его колесницу были запряжены самонадеянные правители Элама. Но Шамашшумукина между них не было: он бросился в пламя пожара собственного дворца.
Сыновья Ашшурбанипала не смогли спасти державу от распада, и она в 609 году до нашей эры вовсе рухнула. Пали и стены Ниневии. Вторгшиеся в страну варвары разрушили царские дворцы, возвышавшиеся на берегах Тигра, а каналы, питавшие сады водой, были засыпаны. Ниневия не поднялась более, и со временем над ней образовался рослый песчаный холм. да сбылось мрачное предупреждение иудейского поэта тово времени: «Он протянет руку свою на север и уничтожит Ассирию; и сделает Ниневию заброшенной и сухой, будто пустыня. И стада будут болеть в центре ее, и все звери; и пеликан и дикобраз будут гнездиться под колоннами; их шум будут слышны в окнах, одиночество будит зa порогами; заброшенными будут резные работы на кедре. сей жизнерадостный город, что жил легкомысленно и твердил себе, что я есть, а исключая меня, нет ничего, стал пустыней, стойлом для животных!»
Лишь в середине XIX века археологическая набег Британского музея сумела сызнова встречать Ниневию. Ее извлек на знать божий Ормузд Рассам, раскапывавший 1 из многочисленных иракских холмов — Куюнджик. Самой неожиданной находкой для всех явилась огромная библиотека, скрытая в дворце Ашшурбанипала. Оказалось, что ассирийский царь, бессердечный и бесчувственный полководец, две с половиной тысячи годов вспять собрал уникальную библиотеку, тем самым обессмертив свое имя.
Подготовлявший себя первоначально к жреческой деятельности, Ашшурбанипал был первым ассирийским царем, знавшим клинопись. По его приказу в царском дворце в Ниневии были собраны в копиях и подлинниках десятки тысяч древних исторических, религиозных, магических, медицинских и астролого-астрономических текстов, а да государственные архивы, словари и справочники, только свыше 20 тысяч «книг» — клинописных глиняных табличек.
На особых табличках, скрепленных ассирийской царской печатью, было написано: «Того, который посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэлит, а фамилия его и его наследников всегда пусть будит предано забвению в этой стране».
Летописцы Ашшурбанипала переписали все сохранившиеся до его дней старые шумерийские предания, и то есть их усердию нынешний тишина должен такими литературными сокровищами, как эпос о Гильгамеше и анекдот о Всемирном потопе. Эти произведения и некоторые другие, как например, покаянные псалмы либо «жалобные песни для успокоения сердца», свидетельствуют о высоком уровне развития ассирийской поэзии.
В 1864 году, не вняв грозным предупреждениям богов, Ормузд Рассам вывез найденную им глиняную библиотеку в Лондон. В английской столице ему предложили избрать дипломатическую карьеру и вскоре назначили британским консулом в Абиссинию (Эфиопию). И там его настигает несчастье, о котором правитель Ашшурбанипал, будь он кроме жив, услышал бы с большим удовлетворением. Кагда Рассам потребовал около абиссинского императора выдачи многих английских пленных, абиссинский властитель, не протяжно думая, посадил его самого.
Четыре долгих возраст Рассам томился в тюрьме, пока, в конце концов, его не освободила английская военная экспедиция.
Автор текста И. Стрекалова.